Автор: Кафедра психологии профессиональной деятельности

Самооценка – это представление человека о себе, своей значимости, оценивание себя, своих личных качеств, умений, чувств. И это мнение может отличаться от того, что о нем думают другие люди, и какие качества, способности, достижения и т.п. объективно у него есть.

Самооценку можно разделить по уровню: высокая, средняя, низкая. Средняя самооценка выражается в чувстве собственного достоинства, гордости, самоуважении, любви к себе, самопринятии. Завышенная самооценка основана на амбивалентных чувствах к себе – себялюбии и высокой тревожности, что может проявляться в эмоциональных срывах, конфликтах с другими людьми, неадекватном поведении. Низкая самооценка вызывает чувство собственной слабости, беспомощности, презрения к себе, недовольство собой.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет нам быть в меру критичными к себе, ставить перед собой достижимые цели. При неадекватной самооценке мнение человека о себе значительно не совпадает с мнением окружающих его людей, и самооценка в данном случае может быть как завышенной, так и заниженной.

Проведенные исследования показывают, что самооценка связана с особенностями поведения людей. Например, адекватная высокая самооценка связана с предрасположенностью к лидерству. Адекватной самооценкой обладают люди, конструктивно взаимодействующие в группе. Неадекватно завышенная или заниженная самооценки наблюдаются у людей с высокими показателями общей агрессии. Выявлена положительная взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости, а также мотивации достижения.

В «Академии ФНС ЛАБ – Волга» было проведено исследование, посвященное изучению взаимосвязи самооценки и использования различных стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Большие нагрузки, высокие требования, интенсивность и продолжительность работы – все это накладывает повышенные обязательства к ресурсам личности и самооценке.

Анализ результатов проводился с использованием методов математической статистики. Оказалось, что люди, которые оценивают свой характер как «плохой», чаще используют в стрессе стратегию «асоциальные действия». В стрессовых ситуациях они склонны демонстрировать власть, превосходство, пытаются использовать слабости других в своих целях, делают акцент на своих целях в ущерб другим и др.

Слушатели, которым свойственна удовлетворенность собой, демонстрируют в стрессе стратегию «ассертивные действия». Она характеризуется твердостью намерений, настойчивостью, ответственностью, отстаиванием своей позиции, уверенностью в себе.

Те, кто оценил себя положительно по всем шкалам методики, в стрессе ведут себя открыто и уверенно, не боятся обращаться за помощью к другим людям, ориентируются на сотрудничество с ними, они признают наличие проблем и готовы их решать, но не в ущерб другим людям.

Участники, которые высоко оценивают свой ум, в стрессе ведут себя открыто и уверено, готовы к сотрудничеству с другими людьми, но не советуются с ними, не ищут их поддержки и помощи, не ждут сочувствия, а больше полагаются на себя. Также они чаще использует манипуляцию в общении - подыгрывают, хитрят, действует скрытно, стараются контролировать ситуацию, но, при этом, намерения специально действовать в ущерб другим у них нет. Им свойственно открытое выражение своего недовольства, нетерпимость к противоположному мнению, при необходимости проявление агрессии в общении с другими людьми. Вместе с тем, они проявляют осторожность при решении задач, анализируют варианты поведения, стараются вести себя сдержанно и не поддаваться эмоциональным порывам.

Люди, которые положительно оценивают свое здоровье, также, как и те, кто считает себя счастливыми, выбирают одинаковый «набор» моделей совладающего поведения в стрессе. Это уверенное, открытое поведение, готовность сотрудничать с другими людьми, учитывать их интересы, потребность получать от них эмоциональную поддержку и помощь, склонность взвешивать свои решения, анализировать ситуацию, решать, а не избегать проблем, не действовать под влиянием эмоций и порывов.

«Оптимистичные» люди не склонны к тщательному взвешиванию возможных вариантов решения, не проявляют излишнюю осторожность и недоверчивость, не склонны выжидать, прежде чем действовать. Они так же не намерены сдерживать себя в проявлении агрессивных чувств по отношению к другим.

Таким образом, знание особенностей своей самооценки и поведения в стрессовых ситуациях расширяют наши возможности в решении проблем эффективного личностного развития, самореализации, успешной профессиональной деятельности.

На занятиях психологического блока в «Академии ФНС ЛАБ-Волга» Вы сможете лучше изучить свои особенности и наметить траекторию своего личностного и профессионального развития. Ждем Вас на обучение!

Кафедра психологии
 
профессиональной деятельности

Использовано изображение от vectorjuice на Freepik